Всемирная Энциклопедия Путешествий + МГИИТ
 
Сниму с руки перчатчки*, добрый вечер, девчатчки*
Русских песен знали сотни - старых, забытых, витиеватых… Частушек хулиганистых, с соленым словечком зачастую, с юморком - немерено… И пели, пели… сразу раскладывая мелодию на три, четыре голоса… мощно, слитно, ладно. А голосища сильные, звонкие - каждая из хоровиков могла бы украсить любой государственный русский хор. На домашние певческие посиделки всегда зазывали хорового гармониста. Единственный мужичок - нарасхват. К тому же, абсолютно непьющий, что слегка усложняло ситуацию… но без гармониста никак. Девки скидывались по рублю, для него закупали квас , лимонад… он сдавался.

Посвящается маме

МамаЯ капризничала, потому что болела. Чем мы там болели в детстве - скарлатина, корь, коклюш, ветрянка? Что-то заразное было. Почему помню, что заразное? Да потому, что на двери квартиры врач повесил грозную бумагу: «ПОСТОРОННИМ НЕ ВХОДИТЬ! В КВАРТИРЕ ИНФЕКЦИОННЫЙ РЕБЕНОК!». Как-то так… и было страшно. Мама сидела на краю кровати, держа в руках мою ладошку, и тихонько напевала.

А у перапёлкi животик балiць.
Ты ж мая, ты ж мая перапёлачка,
Ты ж мая, ты ж мая невялiчкая.

Песня была грустная, жалостливая…всё-то у этой птички болело – «и грудка, и ручкi, и ножки, и голоука».

Хилая перапёлачка, жалко ее было, я толком и не понимала - кто она такая. И слова непонятные, по-белорусски почему-то. Сын потом скажет: «Так бабуля ж смоленская…они с белорусами соседи». Аааа! Конечно, конечно… оттуда.  Слово нравилось…красивое – перапёлачка. Первая в моей жизни музыка, сохранившаяся в памяти…мамина колыбельная. Правда, я-то больше любила перед сном слушать песенку про ЛизОчка.

Мой Лизочек так уж мал, так уж мал,
Что из скорлупы яичной
Фаэтон себе отличный
Заказал, заказал…

ЛЗавалинкаизочек представлялась мне маленькой девочкой – Дюймовочкой, но мама почему-то пела про мальчика… Меня терзали сомнения. Мать была «птица певчая»… И голосом её Бог наградил, и слухом, и памятью отменной. Сколько помню - пела всегда. Музыку любила - арии оперные, романсы, народные песни – русские, украинские. Казалось, она умела всё - прекрасно рисовала (даже в художественное училище поступила без всякой специальной подготовки), шила, вязала, играла на гитаре (у неё была миниатюрная гитарка, её почему-то называли цыганской), замечательно сочиняла стихи.

Но могла и корову подоить, и шкаф распилить пополам, и стол сколотить… Никого и ничего не боялась в жизни… легкая на подъем, веселая, авантюрная… Теперь я понимаю, от кого у меня эта долгая наивная уверенность в том, что я всё в этой жизни могу.  Но пение - её любовь до последних дней… У отца же не проглядывалось ни слуха, ни голоса. Он, человек военный, был замкнутым и внешне суровым, но в душе очень сентиментальным. Было время, в пору его службы, когда кто-то «сверху» решил, что военнослужащих надо приучать к культуре, и обязали всех офицеров поголовно привлечь к хоровому пению… Взрослые мужики взвыли… какие только ухищрения не придумывали - и фальшивили, и слова забывали, на ранний склероз ссылаясь… но опытную «хоровичку» на прослушивании не удавалось перехитрить. Настала очередь отца. «Спойте свою любимую…» Отец ухмыльнулся и затянул: «Я по свету не мааало хаживал…» Строчки было достаточно. За полную профнепригодность освободили его от коллективного пения… чуть ли не единственного. Не приобщили, стало быть, к высокому искусству… Но он был замечательным слушателем, потому как любил песни… особенно, когда мать напевала что-нибудь грустное, тягучее:

Говорила я дружку, повторяла часто,
Не влюбляйся в черный глаз, черный глаз опасный.
Не влюбляйся в черный глаз, черный глаз опасный,
А влюбляйся в голубой, голубой прекрасный.
Черный глаз приворожит, а потом оставит,
Голубой приворожит и любить заставит…

Глаза у отца становились влажными… А мне тут же представлялась молодая чернявая злодейка с длинными змеиными косами и лицом, как у дамы треф из карточной колоды.

ТриоКогда подросли дети, мама записалась в русский народный хор, и этот «песенно-русский» период на долгих тридцать с лишним лет стал самым счастливым в ее жизни. Хор был большой и состоял, в основном, из женщин, как бывает у нас везде и всюду. Это были замечательные люди - со здоровой светлой душой, несмотря на неустроенные и трудные судьбы. Для них наша семья казалась воплощением счастья и уюта…жена при муже, дети, квартира отдельная… и они тянулись к маме, к нашему дому, как тянутся люди ко всему красивому, счастливому, теплому… После занятий и репетиций, как повелось, хоровики спешили к нам «на огонек». На скорую руку накрывался стол… угощения не имели значения - картошка, банка шпрот, грибки соленые, колбаска… И сразу же - песни, песни… взахлеб… одну за другой… Это была какая-то одержимость… могли петь часами, душу отводить, выплескивая из сердца и горечь, и радость…

Русских песен знали сотни - старых, забытых, витиеватых… Частушек хулиганистых, с соленым словечком зачастую, с юморком - немерено… И пели, пели… сразу раскладывая мелодию на три, четыре голоса… мощно, слитно, ладно. А голосища сильные, звонкие - каждая из хоровиков могла бы украсить любой государственный русский хор. На домашние певческие посиделки всегда зазывали хорового гармониста. Единственный мужичок - нарасхват. К тому же, абсолютно непьющий, что слегка усложняло ситуацию… но без гармониста никак. Девки скидывались по рублю, для него закупали квас , лимонад… он сдавался. Исаич не подводил… настоящий артист… веселился без допинга больше всех.  Для затравки начинал задиристый диалог: «Сниму с руки перчатчки, добрый вечер, девчатчки…» Девчатчки заводились с пол-оборота:

«Добрый вечер, ненаглядный, почему такой нарядный?»
«Завтра праздник, нынче будни, наведите, девки, кудри».

Девкам палец в рот не клади: «Что-то милый не дорос, прихватил его мороз».

Гармонист парировал: «Ой, залёточка - залёточка, вертучие глаза, на тебя, моя залёточка, надеяться нельзя»… И совсем обидевшись - «Хочешь бросить меня, кинуть, хорош мальчик, везде примут»… И правда ведь, примут… лишь бы какой… лишь бы был рядом… вот такой весёлый, непьющий…

«Девчонки, а давайте «Горы Воробьёвские». Давно не пели… », - скажет кто-нибудь и, не дожидаясь согласия, тихо заведет:

Ой, вы горы, вы мои,
Горы Воробьёвские,
Чего же вы, горы, спородили…
Один бел-горюч камень

(Ух ты…какое словечко вкусное, забытое… про горы-то… «спорОдили»…Не родили горы, а спородили… один только камень белый). Вот уже и вторая подхватит, третья… Песня старинная, замысловатая, длинная- предлинная… пересыпанная коротенькими словечками-страданиями «ой», «эх-да», «уж вы», «ох»… словно мелкими камушками… акапельная… Настраиваются певицы друг под друга, прислушиваются, склонив голову к соседке… И сплетаются голоса в тугую косу… волосок к волоску… Мелодия, как родниковая вода, промывает всё изнутри. Вот вроде и закончилась песня, а всё тянут последний аккорд…нет сил прервать красоту. И тишина. «Хорошо – то как… Ай да мы!». И все молча закивают, соглашаясь. И тут молоденькая зажигалка вдруг выведет из оцепенения:

Не слыхали ль вы про ту,
да про Стяпана-то жону?

И понеслось…

Как жо, как жо не слыхать...  да
У Стяпана-то жона… да
Оцень хитрая была,
Соседок в гости позовёт… да,
Всем работу надаёт…
Марья моет, Дарья шьёт,
Акулина лен прядёт… да,
Фекла нитоцку наткёт…

И будьте уверены, всем соседушкам кости перемоют…

Далеко за полночь, а на прощание всё доносятся песни уже из лифта, потом на остановке, в трамвае…не остановиться. Тут же подтягиваются слушатели. Просят: «А ещё… ещё…»  Столько застолий, концертов, поездок, выступлений за три десятилетия… полстраны объездили. Всегда на «ура», на «бис». Многочисленными лауреатскими званиями, как Нобелевскими премиями, гордились. Костюмы, сарафаны, кокошники расписные - для каждого индивидуально в Мариинских мастерских шили. Артистки! Не хухры-мухры!

Мама в костюмеМама в костюмеЗапевала

Я выросла в этом песенном мире… потом и дети мои застали немного. Благодаря маме наслушалась на всю жизнь самых лучших русских песен, самых лучших исполнителей. Уникальный Северный русский хор, где поют одни женщины высокими, неповторимыми голосами, с северным говорком… окая и цокая - «щепоцек да палоцек дак до самых подлавоцек…», Воронежский - со знаменитой звонкоголосой частушечницей Марией Мордасовой… её заводная «Ивановна» - «…Уланова, Тарасова, а поёт для вас Мордасова…»,  Оренбургский - с теплой песней про пуховый платок, лирические мелодии Уральского хора… это же не песни – россыпи бриллиантов - «под окном черёмуха колышется, распуская лепестки свои, за рекой знакомый голос слышится, да поют всю ночку соловьи…» или «куда бежишь, тропинка милая, куда зовёшь, куда ведёшь…кого ждала, кого любила я, уж не воротишь, не вернёшь…», «ой, рябина кудрявая, белые цветы…»

Где это богатство, в какую черную дыру провалилось? Забытьё. Безмолвие.

Нас же всегда в крайности кидает. Ведь сейчас считают русской песней только то, что столетняя бабулька в какой-нибудь брошенной Богом деревушке вспомнит. Несомненно, большая удача отыскать такую редкость… но это всего лишь самородок - ещё не произведение искусства… Пятницкий тоже разыскивал по всей России забытые народные песни, но на сцене они звучали после талантливой обработки, огранки. Да кому это нужно - трудиться над мелодией? Отыскали - и на большую сцену… Сырец сейчас в ходу. А на экранах телевизоров «выпали в осадок» две Надежды… не оставляющие никаких надежд сберечь то, что было…Бабкина и Кадышева. Ну, не воспринимаю я их русскими певицами, уж простите… Есть с кем сравнивать. Скажу так - вот красуются вечно живые глянцевые голландские розы… не понятно издалека, какой свежести - молодости… да ещё блестками посыпанные, чтоб побогаче… золотом искрились. А не сравнятся они для меня никогда с лохматой охапкой васильков и ромашек, с пьянящим дурманом ветки черемухи, мимоходом сломанной, милым очарованием целомудренных ландышей.

Вы никогда не задумывались, сколько русских песен начинается с грустного и душевного «Ой»: « Ой, цветет калина…», «Ой, снег-снежок, белая метелица…», «Ой, рябина кудрявая…», «Ой, мороз, мороз…», «Ой, любовь, как ты зла, я тебя не знала…», «Ой, да не вечер…» - их десятки…

В горестном и тихом «ой…», возможно, и заключена русская душа песни… Вот этого застенчивого «ой» мне не хватает в песнях «казачки Нади» Бабкиной… Не по Сеньке шапка. Даже если запоет она что-то лирическое своим прекрасным и жестким, как атаманский окрик, голосом… кажется, ещё секунда - рубанет рукой, как шашкой, залихватски прокричит «Ээх!»…и рассыпется вся лирика и грусть… и задавится ярмарочным криком, балаганом, давящим нагловатостью весельем… Ну, а с Кадышевой совсем беда… у нее ведь чудный голос редкого тембра… и русские песни её когда-то были так хороши. Но… нет у человека вкуса… ни в прическе а ля мадам Пампадур, ни в костюмах куклы Барби, ни в выборе репертуара. Ну зачем же так с русской песней? Обидно.

В полеКогда мамы не стало, с ней пришел проститься весь хор… На поминках, после первой рюмки, хоровики, к немалому удивлению остальных присутствующих, вдруг тихонько запели… мамину песню, с которой она акапельно солировала в хоре три десятилетия… И это было так уместно… так кстати… так щемяще, так изнутри… и никакие слова не смогли бы выразить лучше, искреннее нашу любовь и нашу боль.

Да калина-малина
Рано расцвела,
На ту пору матушка
Меня родила.
Не собравшись с умом – разумом
Замуж отдала.
Обращусь, младёшенька
,
Я кукушечкой

Уверена - мама нас слышала.

Справка Всемирной Энциклопедии Путешествий
Уважаемый читатели Энциклопедии! Заголовок статьи Нины Коржавиной - не с орфографическими ошибками, а "звучащий", так слышится в песне: "Сниму с руки перчаТЧки, добрый вечер, девчаТЧки!"...
Статья просмотрена: 4874
Рейтинг статьи: 9
Bookmark and Share
Страны: Россия
Нина Коржавина
Нина Коржавина, 30.06.2012 в 08:04
Источник изображений: Автор статьи
Специально для Всемирной Энциклопедии Путешествий
↓ Комментарии ( 24 )
 Небыкова
Ух, не статья, а конфетка! Прелесть!
 Туманова
Нина, спасибо! Замечательно! Все правильно. И про трансформацию русской песни в исполнеии Кадышевой, когда-то она мне нравилась, а потом душа куда-то исчезла, этот ненужный блеск и балаганность в исполнении появились... Моя мама тоже очень любила петь, а я слушала в детстве, и слова и музыка очень трогали. А как папа любил песню "Русская красавица" в исполнении известного в то время хора... Теперь все в прошлом.
Статью прочитала на одном дыхании, песни прослушала, на душе тепло и приятно, и жаль, что забыта и исчезает задушевная русская песня...
 Барабанов
Нина, прекрасный материал подготовили. Бывают на э том сайте редко, вот нечаянная радость. А вы не задумывались, почему люди почти перестали петь за столом. Я имею в виду настоящее застольное пение. Раньше специально даже в гости ходили выпить или попить чаю, а потом попеть. В некоторых компаниях замечательно пели, я любил слушать. А вот теперь перестали. Не пошловатые же Бабкина с Кадышевой тому виной, и не караоке.… Всё думаю об этом написать, хотя лучше чем об этом написал в повести «Где сходилось небо с холмами» мой земля
к Маканин, едва ли удастся. А ваше мнение? Почему простые люди перестали петь хором для удовольствия?
Йети съел этот комментарий
Йети съел этот комментарий
 Коржавина
Большое спасибо откликнувшимся на мою статью.
Людмила, Вам отдельное спасибо за воспоминания о чудесной и тоже забытой песне «Русская красавица». Я ее любила в молодости в исполнении хора Пятницкого…Чудная песня, мелодия красивая. Жаль, что в ВЭП не умею воспроизвести аудиозаписи - о многих забытых русских песнях можно было напомнить.

Виктор, какую замечательную тему Вы подняли!
Мы перестали петь вместе. Это так.
Причин можно назвать множество, я пока сочиняла ответ, целый бы рассказ получился). Попытаюсь тезисно, не обо всем.
Вместе весело шагать по просторам… и конечно напевать лучше хором - это не про нас,сегодняшних…
А где петь, Виктор? Вот по-стариковски опять вспоминаю…
Песенную жажду было где утолить. Даже из моего окружения - в школе был хор – это уж обязательно, моя сокурсница пела при каком – то ДК в академическом женском хоре под управлением М.,Заринской, друг мужа- в хоре Ленинградского университета, соседка в доме - в хоре ветеранов. И все это бесплатно, а главное - среди таких же певческих единомышленников. Думаю, из таких хоров песня шла в дома…как у нас, у мамы. В Ленинграде был день песни…В ближайшем саду «Василеостровец» стоит до сих пор пустая летняя эстрада – когда-то там собирался народ, чтобы под аккордеон попеть песни. Затейница со сцены переворачивала на ходу бумажные пластины со словами…Припев-куплет…
На площадях под духовой оркестр пели люди постарше. Ну, про множество хоров всех мастей по радио (народных, академических, детских, милиции, ветеранов, армии, медицинских работников, хоров мальчиков и т.д.) - это отдельная тема.
Заметьте - сейчас музыкальные программы на ТВ строятся по принципу конкуренции,
,конкурсов, соперничества отдельных исполнителей…Я, я, я..я лучше, я круче…Раньше как-то было больше в почете МЫ…

Хоровое пение - это всегда Единение. Мы разобщены сейчас, как никогда. Каждый нацелен спеть в одиночку свою песню…выделиться, стать заметным, В хоре он, как все…
Даром потраченное время. Без пользы. Рациональность в сухом остатке.
То, что всегда поражало в нас иностранцев - гостеприимство, душевность, открытость дома для друзей – куда-то стало исчезать…Мы же хотим ,как у них…Жизнь в замкнутой оболочке, скрытность, нервозная политизированность, какая-то нескончаемая усталость от борьбы за все, вечный цейтнот не располагают завалиться к нам в дом, как раньше, без причины…просто душевно посидеть, попеть.
Мы раздражены, агрессивны, озлоблены беспределом жизни и своей беспомощностью. Озлобленный человек не поет. Агрессивный не станет петь хором для удовольствия.

Не хотелось бы выглядеть замшелым ретроградом…Поют хором и сейчас..в удовольствие. Недавно была на концерте Юрия Антонова. Битком набитый зал Октябрьский. Публика- 40-50 летние…огромное количество мужчин. С первой же песни народ в зале запел.В полный голос…с таким кайфом …все два отделения..В какой-то резонанс певческий попал Антонов с залом. После концерта люди шли по Лиговке и продолжал громко петь. Это было трогательно до слез.
Поют ветераны на скамеечке у Большого театра…Надеюсь ,что и туристы у костра под гитару подпевают старые визборовские песни…
Новых-то песен не слышала…чтоб хором…для удовольствия.
Напишите, Виктор, напишите…У Вас получится.
И спасибо.
 Богомолова
Нина, не нахожу слов, чтобы выразить Вам признательность за этот рассказ! Так нахлынуло! Даже дух того времени всплыл, когда читала! У вас явно талант, либо просто тема так Вам близка, что лучше, на мой взгляд, и написать невозможно! Восхищаюсь Вашей мамой и Вами! Моя мама тоже любила петь, а когда она добровольно ушла на фронт после пережитой блокады, то шла во главе строя добровольцев и запевала "Вставай страна огромная".
Спасибо Вам!
 Коржавина
Спасибо,Тамара,за добрые слова.
Приятно очень...
 Федорченко
Нина, спасибо Вам за статью. Вы традиционно порадовали - статья великолепная, замечательная, прямо-таки профессиональная. Я, как редактор портала, порадовался было и за Вас, и за читателей. Но, к сожалению, ошибся, воспринимая материал, как хорошую журналистику. Это оказалась не статья, а жизнь. И ее не читаешь, а проживаешь. И, уж не знаю, к счастью, или к сожалению, остаешься с опустошенной и раненой душой... Наверно, именно так пели на рысях "И яблочко песню держали в зубах..." комиссары в пыльных шлемах в далекой Гренаде... Низкий поклон за пережитые минуты.
 Коржавина
Ой! Александр!
Я плачу...
Спасибо Вам.
Спасибо всем.
 Кутенина
Ниночка, спасибо за замечательные воспоминания и размышления, за чудесные давно и хорошо знакомые песни. Вспомнила, как однажды вечером на улице, еще на Кировской, встретила группу людей, явно откуда-то возвращавшихся. Они шли и пели, и до чего это было красиво! И другие радостные и грустные воспоминания навеял твой рассказ. Спасибо еще раз!
 Туманова
Нина, а еще Вам спасибо за то, что появилось желание прослушать русские задушевные песни. Поискала в ИНЕТЕ. Их много! И Хор Пятницкого, и Уральский хор. И "Русскую красавицу", которую так любил папа, а мы, дети, посмеивались над ним, чего до сих пор стыжусь. А еще послушала песню "Зажглась заря далекая" в исполнении солистки Уральского хора , которую когда-то в молодости очень любила, там такая грустная милая исполнительница. Песня простенькая, даже жалостливая, но душевная. Спасибо за навеянные воспоминания.
 Коржавина
Ах,какая это чудная песня "Зажглась звезда далекая".Я ее обожала.И "Русскую красавицу"..и огромное еще количество песен.
А песен из маминого хора нигде не могу найти- видно,редкие это песни были.
Спасибо,дорогая Людмила..так приятно найти единомышленника.
 Ерофеев
Здравствуйте Нина. Однажды, в одном из фильмов услышал, как частушки начали именно со стихов "Сниму с руки перчаточки, добрый вечер девчаточки." Искал в интернете частушки на этот лад но ничего не нашёл. В поисковике натолкнулся на Вашу статью. Однако и из неё узнал мало, как звали Вашу маму? В каких городах и ансамблях она принимала участие в пении? По ссылке,это тот самый фильм, частушки начинаются на 135 минуте. http://vk.com/id164258343?z=video109975122_158749047%2F073750e2416e5ec508
 Ерофеев
Ссылка не открылась. Фильм назывался "Падение Берлина" 1949 г.
 Коржавина
Спасибо Добрый день, Денис!
огромное за реплику на давно опубликованную статью.
Фильм нашла, песню услышала. Да, похожа , даже те слова, что удалось разобрать, схожи с текстом упомянутой в рассказе .
Песня, о которой Вы спрашиваете, называется «Цветочки алые», возможно поэтому Вам ее не удалось найти. Но я Вашему горю могу помочь). К счастью, в семье удалось сохранить любительскую запись этой песни на одной из посиделок у нас дома, где и мамин голос услышать можно, и голос того самого гармониста Исаича, о котором я пишу - Ивана Исаича Кусова. Запись примитивная, самодеятельная, но редкая и памятная.И слова можно переписать из нее.
Хор, в котором мама пела - русский народный хор Ленинградского ДК им. Кирова, основателем и руководителем которого в течение 30 лет была северянка, известный знаток народной песни и педагог Ленинградской консерватории Анна Алексеевна Эпова. Фамилия мамы Мордасова Полина Тимофеевна ( по мужу), хотя она стеснялась выступать под фамилией своей однофамилицы, известной певицы- частушечницы Воронежского хора Марии Мордасовой , стеснялась отсутствия музыкального образования. Выступала под фамилией Гращенко, хотя и с этой фамилией случались курьезы. Как-то , выступая на празднике песни в Таллине на знаменитом Певческом поле со своей коронной песней «Калина-малина», конферансье объявил ее так: «Калина-малина. Запевает Гращенко Полина»… В зале засмеялись от случайно образованной рифмы… А песня акапельная, грустная, начинается тихо… Пришлось ждать, пока успокоится зал.
Денис! Я Вам напишу ссылку на мою страницу в контакте, где прямо на стене, для Вас, оставлю запись этой песни. http://vk.com/id6466182
Еще раз благодарю за письмо и, пользуясь случаем, поздравляю Вас с о всеми новогодними торжествами, а заодно и всех читателей ВЭП.
 Коржавина
Ольга Пицко. Новокузнецк

Добрый вечер, Нина Яковлевна! просто фантастика!!!!!Моей маме 92 года, у нее перелом шейки бедра ,она лежит, и я заставляю ее петь , и очень часто она поет : дождь идет, с крыши капит, идет Ваня-косолапит, сниму с руки перчаточки, добрый вечер, девчаточки! и т.д. Я просто сейчас набрала в поисковике - и вот!!!!!! нашла вашу статью за 2012 год, прочитала с удовольствием! Моя мама тоже всегда пела, да и сейчас поет - хоть записывай! Спасибо Вам за рассказ о маме, о хоре, я тоже помню - в детстве весь подъезд собирался в одной квартире - картошка, капуста, винегрет - и пели, пели, пели!!!!!!!!!...
Жаль, что сейчас не поют так вместе, ....... мы на даче с подружками иногда голосим старые песни - времен нашего детства и молодости! спасибо Вам огромное за памя

 Коржавина
Удивительно! 5 лет прошло после опубликования статьи, а в недрах интернета продолжают ее отыскивать и откликаться волнующими и приятными письмами. Последнее пришло вчера...

Вера Матвеевна Сивова

Дорогая, уважаемая Нина Яковлевна, добрый вечер!
Пишет Вам Сивова (Ипатова) Вера , которая очень хорошо знала Вашу маму, занимаясь в хоре под руководством моего педагога по сольному пению Эповой Анны Алексеевны (1967-1971 гг.).
Сегодня вечером я сделала потрясающее открытие. Совершенно случайно нашла в интернете Вашу статью о Полине Тимофеевне. Как же прекрасно Вы ее написали!!!Прочитала и на меня нахлынули воспоминания о тех счастливых годах жизни.. .
Ваша мама сыграла в моей профессиональной судьбе очень большую роль. Она была моим наставником.
Анна Алексеевна поставила меня в хоре рядом с нею и сказала, чтобы я к ней "припевалась". Я была старательной ученицей и пыталась подражать Полине Тимофеевне во всем: ее тембру, ее манере пения, музыкальности. Она была лидером в хоре, одной из самых замечательных запевал наравне с Н. Ниловой., Г. Смердовой, Т. Петровой. Как она запевала "Да, калина - малина". Даже в государственных коллективах ей не было равных!
В ней было столько стати, даже какого-то царственного величия. Мы все очень любили и уважали Вашу маму за талант, доброту и такое проникновенное исполнение песен.

Уважаемая Нина Яковлевна, в комментариях за 2015 года Вы пишете, что маме уже 92 года и она лежит после перелома шейки бедра, но поет...
Жива ли она? Если да, то передавайте ей большой, огромный привет и нижайший поклон. Пожалуйста, напишите как обстоят дела. Буду очень признательна. Я понимаю, что без Анны Алексеевны, Вашей мамы и других людей не было бы и меня. Но все же Ваша мама в моем сердце занимает особое место.
О себе несколько слов. Продолжаю дело, начатое Анной Алексеевной. Работаю в институте культуры зав. кафедрой русского народного песенного искусства, заслуженный работник культуры РФ, профессор, кандидат педагогических наук.
Буду рада видеть Вас у нас в институте на кафедральных концертах.
 Печенегов
Спасибо, Нина, за напоминание о Вашей замечательной статье! Раньше я не видел её. Браво! Супер!
 Печенегов
Нина, у меня тоже есть своего рода рекорды посещаемости пубикации. Смешно, но есть такая потребность у любознательных.
http://planetguide.ru/academy/entry/582/
Но мне было бы интереснее, чтобы обсуждали Ваши повествования, а не мои эксперименты в сфере моей не компетентности.
 Коржавина
Спасибо, Сергей, за отклик и добрые слова,которыми Вы меня балуете после каждой моей статьи.
Я не коллекционирую комментарии,мне приходят письма на личную почту и , в принципе,я могла бы их не размещать в ВЭП.Но я сочла это не лишним,потому что важно,на мой взгляд,не только "обсуждать повествование" (хотя и это интересно),но и показать, что реакция на статью бывает совершенно разная: написать слова песни,о чем попросил Денис Ерофеев, поделиться влиянием русских песен на человека (как написала незнакомая мне Ольга Пицко ) или отыскать "созвучного " человека из прошлой жизни (последнее письмо).Кстати, прочитав статью, Вера Сивова пригласила меня выступить перед студентами на кафедре в институте Культуры с рассказом о маме и хоре ,который их связывал в молодости И в этих разных откликах я тоже увидела пользу того, о чем написала в статье.
Спасибо еще раз Вам, Сергей!
 Печенегов
Я вовсе не хотел делать акценты на размещение комментариев на Вашу статью из других источников. Мне просто хотелось подчеркнуть популярность Ваших статей и
высокую оценку Вашего творчества! Вам, мне кажется, следовало бы опубликовать книгу по совокупности статей, добавив ещё другие воспоминания.
 Печенегов
Простите за опечатку в конце предложения.
 Коржавина
Да,это я так...ворчу по-стариковски)))
А книгу в 1 экземпляре я уже сделала сама...рукотворную. Все, что написала- туда собрала. Для памяти.Спасибо,Сергей, за все.
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям энциклопедии
Авторизуйтесь на главной странице если у Вас уже есть аккаунт
Зарегистрируйтесь, если у Вас ещё нет аккаунта на портале Всемирной Энциклопедии Путешествий
тел/факс +7 (925) 518-81-95
Сайт является средством массовой информации.
Номер свидетельства: Эл № ФС77-55152.
Дата регистрации: 26.08.2013.
7+
Написать письмо